Меню сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
МОАУ "СОШ №53" Доступная среда

Информация по обеспечению ФГОС НОО для детей с ОВЗ


Инклюзивное образование
Доступная среда

«Просто по-человечески инвалиды регулярно встречают непонимание, к сожалению, подчас недоучет их особых потребностей.
Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособлений дорог, общественного транспорта, что, конечно, само по себе важно, но не меньшую роль призвана сыграть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб.»
В.В. Путин

«Доступная среда»

– многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Программа «Доступная среда» регламентирована следующими нормативными документами:


Федеральные документы:



1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Закон РФ от 07.07.2010г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «Положение о лицензировании образовательной деятельности»
4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
5. Приказ Министерства просвещения РВ от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
8. Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
9. Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
10. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. n р-93 «об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
11. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ
12. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
12. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
13. Приказ Минобрнауки РФ от 12.03.2014 № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности"
14. Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 г. № 07-1317
15.Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
16. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Региональные документы:


1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
2. Постановление Правительства Оренбургской области от 12.05.2014 N 290-пп "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп" (вместе с "Государственной программой Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы")
3. Письмо от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
4. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ Министерства образования Оренбургской области от 30.09.2015 № 01-23/5998
5. Приказ Министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 "О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
6. Приложение №1 к приказу Министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 "План мероприятий по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
7. Приложение №2 к приказу Министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 "Состав областной рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в образовательные организации Оренбургской области"

Муниципальные документы:


1.Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 10.09.2015 № 711 "О создании условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
2. Распоряжение управления образования №704 от 07.09.2015 года «Об организации инструктирования ответственных лиц по вопросам обеспечения доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и паспортизации объектов образования».

Адаптированные основные образовательные программы МОАУ "СОШ № 53":

ФГОС ОВЗ

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

· о специально оборудованных учебных кабинетах -

отсутствуют

Имеется кабинет психолога.
· об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья –

отсутствуют;

· о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Имеется библиотека частично приспособленная для использования лицами с ОВЗ.
· об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья –
Имеется спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка для занятий легкой атлетикой, футболом, волейболом частично приспособленная для использования лицами с ОВЗ.
· о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья -

отсутствуют;

· об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации Имеется пандус сбоку от основного входа.
В школе на лестницах и дверях со стеклами имеется контрастная маркировка для слабовидящих.
· о специальных условиях питания
Организовано бесплатное питание для детей с ОВЗ. Подробнее во вкладке «Питание».
· О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
· о специальных условиях охраны здоровья

В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: имеются спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка для занятий легкой атлетикой, футболом, волейболом.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский и процедурный кабинет. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьный фельдшер.

В школе функционирует ПМПК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
· о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и библиотеке;
· об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым учащиеся имеют неограниченный доступ: Федеральный портал «Российское образование» Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Ссылка: http://fcior.edu.ru/
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ http://gia.edu.ru/ru/ Интерактивные курсы на Учи.ру https://uchi.ru
Цифровая школа Оренбуржья
http://npecole.ucoz.ru/news/cifrovaja_shkola_orenburzhja_po_adresu_77_41_182_159/2020-10-01-323
· о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные средства:
- мультимедийные проекторы;
- интерактивные доски;
- компьютеры, ноутбуки;
- принтеры, сканеры, документ-камеры.
- версия официального сайта школы для слабовидящих
· о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – общежитие отсутствует;
· о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья -

общежитие отсутствует.




Информация для родителей

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:


· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Практика инклюзии


Система организации сопровождения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Тьюторские компетенции современного педагога в инклюзивной образовательной практике
Инклюзия: учитель и ученик с особенностями развития – на пути к преодолению трудностей

Методические материалы


- Памятка "Создание безбарьерной среды для инвалидов"
- Презентация для родителей
- Рекомендации для родителей по оказанию помощи ребенку
- Памятка для родителей

Видеоматериалы

1. социальный ролик для детей с ОВЗ

2. социальный ролик «Самый счастливый»

3. социальный ролик «Каждый ребенок достоин школы»

4. социальный ролик «мир инвалидов»